reptiles

New Records of Amphibians and Reptiles in the Vladimir Region, Russia

New data on the distribution of 10 amphibian and 6 reptile species in the Vladimir Region is given. The list of species contains 198 new records including such rare species as Bombina bombina and Coronella austriaca.

INTRODUCTION OF AMPHIBIANS AND REPTILES IN THE CAUCASUS AND CRIMEA: AN OVERVIEW AND SOME ACTUAL DATA

An overview of the cases of introduction (both accidental and intentional) of amphibians and reptiles in the Caucasus and Crimea is provided. The introduction cases are systemized in accordance with the goals and ways of introduction and with regards to the expected scale of the impact and its nature. No negative consequences of the introduction of amphibian and reptile species in the Crimea and Caucasus are currently observed on any of the known examples. No cases of species naturalization, which the “invasion” term can be applied to, have been revealed.

ANNONATED LIST OF AMPHIBIAN AND REPTILE SPECIES OF THE FAR EAST RUSSIA

An annotated list of amphibian and reptile species of the Russian Far East is presented with due account of modern data on the taxa systematics. 13 Amphibian species and 27 reptile ones have been reliably registered by now, including several random sea species.

FEATURES OF POST-WILDFIRE RECOVERY OF FOREST HERPETOCOMPLEXES AS A CONSEQUENCE OF PHYSICAL AND GEOGRAPHICAL PECULIARITIES OF THE TERRITORY (ON AN EXAMPLE OF THE KERZHENSKY NATURE RESERVE)

Field research was conducted on the Kerzhensky Nature Reserve territory (the Nizhny Novgorod region, Russia) in 2012-2013 to analyze the influence of the 2010 forest wildfires on the populations of amphibians and reptiles and to reveal features of their post-wildfire recovery. The recovery of the herpetocomplexes on the territories subjected to surface/crawling and controlled fires was found to occur during no more than two years, whereas crown/canopy fires with complete vegetation destruction required three years for recovery.

NATURE PROTECTION STATUS OF AMPHIBIANS AND REPTILES IN SARATOV REGION

On the basis of modern field surveys, collection data, and analysis of the literature data, a list of amphibian and reptile species recommended for inclusion into the 3rd edition of the Red Book of the Saratov Region was compiled. It contains 7 species of the batrachofauna and herpetofauna of the region, belonging to 3 groups, 5 families, and 6 genera. We offer to add 1 new species into the Book and to exclude 1 species, and there appeared prerequisites for revision of the existing protection status of 2 taxa.

CURRENT PROBLEMS OF STUDYING THE LATE CENOZOIC HISTORY OF AMPHIBIANS AND REPTILES FROM THE PALEONTOLOGICAL VIEWPOINT

When studying the late Cenozoic history of amphibians and reptiles, a number of problems arise, associated with obtaining and interpretation of factual material. First of all, the author considers peculiarities of obtaining and identifying fossil material, which strongly affects the amount and quality of paleontological data. Most biologists are not familiar with them. These are problems of taphonomy, demand, economy, personnel, collection and systematic problems.

ON THE DISTRIBUTION OF AMPHIBIANS AND REPTILES IN THE EVREISKAYA AUTONOMOUS OBLAST’ (RUSSIA)

The author has collected and integrated records on 7 amphibian species and 9 reptile ones in the Evreiskaya Autonomous Oblast’ (Russian Federation). Most of these species are found to be distributed in the mountain-forest area of the region, which is due to a combination of several factors (temperature limits, the availability of refuges, and food base).

reptiles

Половые различия в морфометрических признаках чёрной лесостепной гадюки, Pelias berus nikolskii (Vedmederja, Grubant et Rudaeva, 1986) (Viperidae, Reptilia), из Воронежской области

Изучался половой диморфизм у чёрной лесостепной гадюки, Pelias berus nikolskii (Vedmederja, Grubant et Rudaeva, 1986), обитающей в Воронежской области. С 2008 по 2017 г. было отловлено 118 змей, из них 84 составляли самцы и 34 – самки. У особей брались промеры длины тела, длины хвоста и пяти измерений головы. Ковариационный анализ показал, что самцы и самки различаются по всем признакам, кроме наибольшей ширины головы и длины головы.

Пресмыкающиеся пустынных равнин Юго-Западного Таджикистана: пространственное распределение, плотность населения и структура сообществ

Весной 2018 – 2019 гг. проведена оценка плотности населения пресмыкающихся в четырех пустынных районах Юго-Западного Таджикистана. Описана структура сообществ пресмыкающихся в семи типичных ландшафтах. Наибольшее видовое разнообразие и плотность их населения отмечены в песчаных ландшафтах. Основу этих сообществ пресмыкающихся составили семь псаммобионтных видов.

New Records of Amphibians and Reptiles in the Vladimir Region, Russia [Новые находки амфибий и рептилий на территории Владимирской области, Россия]

Приводятся новые данные по распространению 10 видов земноводных и 6 видов пресмыкающихся во Владимирской области. Список содержит 198 новых находок, включая такие редкие виды, как Bombina bombina и Coronella austriaca.

ИНТРОДУКЦИЯ ЗЕМНОВОДНЫХ И ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ НА КАВКАЗЕ И В КРЫМУ: ОБЩИЙ ОБЗОР И НЕКОТОРЫЕ ФАКТЫ

Представлен обзор случаев интродукции (как случайной, так и преднамеренной) земноводных и пресмыкающихся на Кавказе и в Крыму. Факты интродукции систематизированы по целям и путям проникновения животных с учетом предполагаемого масштаба воздействия и характера влияния на природные комплексы. Негативные последствия интродукции видов земноводных и пресмыкающихся в Крыму и на Кавказе в настоящее время не прослеживаются ни на одном из известных нам примеров; случаи натурализации видов, к которым обоснованно может быть применен термин «инвазия», не выявлены.

АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК ВИДОВ ЗЕМНОВОДНЫХ И ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

Приводится аннотированный список видов земноводных и пресмыкающихся Дальнего Востока России с учётом современных данных по систематике таксонов. К настоящему времени достоверно зарегистрировано 13 видов амфибий и 27 видов рептилий, включая случайно заплывающих морских видов.

ОСОБЕННОСТИ ПОСЛЕПОЖАРНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЛЕСНЫХ ГЕРПЕТОКОМПЛЕКСОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕРРИТОРИИ (на примере Керженского заповедника)

В 2012 - 2013 гг. на территории Керженского заповедника, расположенного в Нижегородской области, были проведены исследования с целью анализа влияния лесных пожаров 2010 г. на популяции земноводных и пресмыкающихся и выявления особенностей их послепожарного возобновления. Установлено, что восстановление герпетокомплексов на территориях, подвергшихся низовым пожарам и отжигам, происходит за период не более двух лет, а там, где прошли верховые пожары с полным уничтожением растительности, - в течение трёх.

ПРИРОДООХРАННЫЙ СТАТУС АМФИБИЙ И РЕПТИЛИЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

На основе современных полевых исследований, коллекционных сведений и анализа данных литературы составлен перечень видов амфибий и рептилий, рекомендуемых к включению в 3-е издание Красной книги Саратовской области. Он содержит 7 представителей батрахо- и герпетофауны региона, относящихся к 3 отрядам, 5 семействам и 6 родам. Предлагается включить в 3-е издание региональной Красной книги один новый и исключить один вид. Возникли предпосылки для пересмотра прежнего охранного статуса двух таксонов.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗДНЕКАЙНОЗОЙСКОЙ ИСТОРИИ ЗЕМНОВОДНЫХ И ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПАЛЕОНТОЛОГА

При изучении позднекайнозойской истории амфибий и рептилий возникает ряд проблем, связанных с получением и интерпретацией фактического материала. Прежде всего, автор рассматривает особенности получения и идентификации ископаемого материала, которые сильно влияют на количество и качество палеонтологических данных. Большинство биологов с ними не знакомо. Это проблемы тафономические, востребованности, экономические, кадровые, коллекционные и систематические.

МАТЕРИАЛЫ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ АМФИБИЙ И РЕПТИЛИЙ В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Собраны и обобщены данные о находках 7 видов земноводных и 9 видов пресмыкающихся на территории Еврейской автономной области. Отмечено, что большинство видов распространены в горно-лесной части области, что обусловлено сочетанием нескольких факторов (температура, наличие убежищ, кормовая база).