Articles

Distribution and Conservation of the Nikolsky’s Pitviper, Gloydius caucasicus (Reptilia, Viperidae) in Azerbaijan

The paper discusses the distribution of Nikolsky’s pitviper, Gloydius caucasicus, in Azerbaijan. According to the authors’ own research results, literature data and museum collections, 32 findings of this species in the Jalilabad (1 locality), Yardymly (11 localities), Lerik (10 localities), Lenkoran (10 localities) and Astara (5 localities) administrative districts are presented.

Sexual Variability of Histological Skin Parameters of Salamandrella keyserlingii (Amphibia, Caudata) in the Aquatic and Terrestrial Phases of its Seasonal Cycle

Histological features of the dorsal (DS), throat (TS) and tail skins (caudal skin, CS) were exa-mined in Salamandrella keyserlingii females of the aquatic and terrestrial morphotypes. Using histological and statistical methods, sexual differences in the relative areas of epidermis, strata compactum and spongiosum, connective tissue in the whole, granular and mucous glands were measured.

Ontogenetic Changes in the Properties of the Poisonous Secretion of Vipera renardi (Reptilia: Viperidae)

The paper presents the results of our long-term (August 2014–October 2016) observations of changes in some properties of the poisonous secretion of eastern steppe vipers of the nominative subspecies Vipera renardi renardi (Christoph, 1861) during their postembryonic ontogenesis. The poisonous secretion of newborn vipers differed from the venom of adult snakes by an increased protease activity and the absence of any L-amino acid oxidase activity; all newborns had colorless venom.

Comparative Characteristics of Morphometric and Reproductive Parameters of the Common Brown Frog, Rana temporaria (Amphipia, Ranidae) from the Populations of Old and New Moscow

The paper discusses the results of our study of the variability of some morphometric and reproductive characteristics in the common brown frog, Rana temporaria, from two populations of the Moscow city. The first population exists in isolation in the Timiryazev Forest Park, for a long time surrounded by districts with multi-storey buildings. The second population is located on the territory with mainly rural buildings (the settlement Kokoshkino), recently annexed to Moscow. The size and reproductive parameters in frogs from these two localities were compared.

On the Ecology of the Desert Sand Boa Eryx milliaris (Reptilia, Boidae) in Kalmykia

The paper contains data on the inhabitation, abundance and temperature selectiveness of the desert sand boa in Kalmykia. Bioclimatic variables influencing its range are also analyzed by modeling with the Maxent software. Two models were used in our analysis, built on 19 standard bioclimatic variables and on a shortlist after the removal of correlated variables. The body temperature of the desert sand boa varied from 12 to 33°С. Its population level stays rather high in Kalmykia, up to two specimen per ha on sand hills of the Chernozemelskiy district.

Growth, Survival and Live Feed Utilization Efficiency of the Hyrcanian Meadow Lizard, Darevskia praticola hyrcanica (Lacertidae, Reptilia) in Captivity

The paper presents materials on growing and winter hibernation of the Hyrcanian meadow lizard, Darevskia praticola hyrcanica, in artificial conditions. Juveniles were obtained from the captive breeding of lizards caught on the typical locality of this subspecies (Gadazyghahi Natural Boundary, the Talysh Mountains, Astara District, Azerbaijan) in the first decade of May, 2016. Immediately after leaving the eggs, newborn lizards were placed in groups of 5 specimens each into plastic 39×28×28 cm containers. Six groups were formed in total, and our research involved 30 lizards.

Taxonomy, Phylogeny and Distribution of Phrynocephalus (superspecies guttatus) (Reptilia: Agamidae)

7 qualitative pholidosis characters were revealed, according to which the phylogenetic groups of spotted toad-headed agamas, Phrynocephalus (superspecies guttatus), reliably differ from each other, and a diagnostic key was designed based thereon for distinguishing representatives of the group. Molecular phylogenetic analysis of a fragment of the COI gene of mtDNA confirmed the differentiation of Ph. melanurus in two lineages; also Ph. incertus and Ph. kuschakewitschi stand apart with high supports. The subspecies Ph. g.

Community of Reptiles in the Sandy Habitats of the Ferghana Valley (Uzbekistan) and the Endemic Species Conservation Problem

In 2018–2019, isolated sandy habitats in the Ferghana oasis were surveyed. The reptile communities in the sands had a similar structure and very high population density, reaching up to 144 ind./ha. In all habitats, two racerunner species absolutely predominated, namely, Eremias velox and Eremias scripta, which accounted from 56.9 to 94.5% of the total abundance. In some habitats the dominants included Rustamov’s plate-tailed gecko and Strauch’s toad-headed agama.

Data on the Distribution of the Crimean Wall Lizard, Podarcis tauricus (Pallas, 1814) (Sauria: Lacertidae), in the North-Western Black Sea Region (Ukraine)

Novel data on the distribution, habitats and population density of the Crimean (Balkan) wall lizard, Podarcis tauricus (Pallas, 1814) in the Odessa Province of the Ukraine are given. For the majority of the localities known from the literature data in the Pre-Danube Region, the current dwelling of the species was confirmed, and its population density over limited areas remains quite high, namely: from 5–10 to 70–100 specimens/1000 sq. m. The northernmost point of the P.

Growing of Larvae of the Caucasian Smooth Newt, Lissotriton lantzi (Wolterstorff, 1914) (Amphibia, Caudata) at Various Temperatures

Lantz’s newt, or the Caucasian smooth newt, Lissotriton lantzi, is an endemic species of Caucasian forests. It was included in the Red Data Books of the Russian Federation and Republic of Azerbaijan. The design of a technology for keeping and reproducing this species in captivity will help its conservation. The paper discusses the results of larval growing of Lantz's newt at several temperatures. Newts were obtained from reproduction in artificial conditions.

Pages

Статьи

Распространение и охрана щитомордника Никольского, Gloydius caucasicus (Reptilia, Viperidae) в Азербайджане

Обсуждается распространение щитомордника Никольского – Gloydius caucasicus в Азербайджане. По результатам собственных исследований авторов, литературным данным и музейным коллекциям приведены 32 находки этого вида в Джалилабадском (1 локалитет), Ярдымлинском (11 локалитетов), Лерикском (10 локалитетов), Ленкоранском (10 локалитетов) и Астаринском (5 локалитетов) административных районах.

Половая изменчивость гистологических параметров кожи сибирского углозуба, Salamandrella keyserlingii (Amphibia, Caudata), в водную и наземную фазы сезонного цикла

Изучены гистологические особенности кожи спины (КС), горлового мешка (КГМ) и хвоста (КХ) половозрелых самцов и самок сибирского углозуба (Salamandrella keyserlingii) водного и наземного морфотипов. С помощью гистологических и статистических методик оценены половые различия по относительной площади эпидермиса, соединительной ткани дермы, её компактного и рыхлого слоёв, гранулярных и слизистых желёз.

Онтогенетические изменения свойств ядовитого секрета Vipera renardi (Reptilia: Viperidae)

Приведены результаты долговременных (август 2014 г. – октябрь 2016 г.) наблюдений за изменением свойств ядовитого секрета восточных степных гадюк номинативного подвида Vipera renardi renardi (Christoph, 1861) в процессе постэмбрионального онтогенеза. Ядовитый секрет новорожденных гадюк отличался от яда взрослых особей повышенной активностью протеолитических ферментов и отсутствием активности оксидазы L-аминокислот, все новорожденные обладали бесцветным ядом.

Сравнительная характеристика морфометрических и репродуктивных показателей травяной лягушки, Rana temporaria (Amphipia, Ranidae) популяций «старой» и Новой Москвы

Обсуждаются результаты изучения изменчивости морфометрических и репродуктивных показателей у травяной лягушки, Rana temporaria, из двух популяций г. Москвы. Первая популяция изолированно существует в Тимиря-зевском лесопарке, длительное время окруженном районами с многоэтажной застройкой. Вторая популяция расположена на недавно присоединенной к Москве территории поселения Кокошкино с преимущественно сельскими строениями. Проводится сравнение размерных и репродуктивных показателей у лягушек из этих двух локалитетов.

К экологии песчаного удавчика Eryx milliaris (Reptilia, Boidae) на территории Калмыкии

Приводятся данные по биотопическому распределению, численности и температурным предпочтениям песчаного удавчика в Калмыкии. Также анализируется влияние биоклиматических показателей на распространение этого вида с помощью моделирования в программе Maxent. Для анализа используются 2 модели, построенные по 19 стандартным биоклиматическим показателям и по сокращённому списку после удаления скоррелированных переменных. Температура тела песчаного удавчика варьировала от 12 до 33°С. Численность песчаного удавчика в Калмыкии остаётся достаточно высокой, достигая 2 особ.

Рост, выживаемость и эффективность использования различных живых кормов у гирканской луговой ящерицы, Darevskia praticola hyrcanica (Lacertidae, Reptilia) в зоокультуре

Приводятся материалы по выращиванию и зимовке гирканской луговой ящерицы, Darevskia praticola hyrcanica в искусственных условиях. Молодь была получена от размножения ящериц, пойманных на типовой территории подвида (урочище Гадазыгахи, Талышские горы, Астаринский район, Азербайджан) в I декаде мая 2016 г. Сразу после выхода из яиц новорожденных ящериц рассаживали группами по 5 экз. в пластиковые контейнеры размером 39×28×28 см. Было сформировано 6 групп, а всего в исследованиях принимало участие 30 ящериц.

Таксономия, филогения и распространение Phrynocephalus (superspecies guttatus) (Reptilia: Agamidae)

Выявлено 7 качественных признаков фолидоза, по которым филогенетические группы круглоголовок-вертихвосток, Phrynocephalus (superspecies guttatus), достоверно отличаются друг от друга, и на их основании построен диагностический ключ для различения представителей группы. Молекулярно-филогенетический анализ по данным фрагмента гена COI мтДНК подтвердил дифференциацию Ph. melanurus на две линии, также с высокими поддержками выделяются Ph. incertus и Ph. kuschakewitschi, тогда как подвид Ph. g.

Население пресмыкающихся песчаных местообитаний Ферганской долины (Узбекистан) и проблема сохранения эндемичных видов

В 2018 – 2019 гг. обследованы изолированные песчаные местообитания Ферганского оазиса. Сообщества пресмыкающихся песков имели сходную структуру и очень высокую плотность населения, доходившую до 144 особ./ га. Во всех местообитаниях абсолютно доминировали два вида ящурок – Eremias velox и Eremias scripta, на которых в сумме пришлось от 56.9 до 94.5% от общего обилия. В некоторых местообитаниях к доминантам присое-динялись сцинковый геккон Рустамова и круглоголовка Штрауха.

Материалы по распространению крымской ящерицы, Podarcis tauricus (Pallas, 1814) (Sauria, Lacertidae), в Северо-Западном Причерноморье (Украина)

Приводятся данные о распространении, биотопах и плотности популяций крымской ящерицы, Podarcis tauricus (Pallas, 1814), в Одесской области Украины. Обитание вида подтверждено для большинства известных по литературным данным локалитетов в Придунавье, причем плотность популяций локально остается достаточно высокой: от 5 – 10 до 70 – 100 особей в пересчете на 1000 м2. Наиболее северный пункт ареала P. Tauricus в Одесской области (N 45.7791, E 29.4843) выявлен на территории Татарбунарского района. В то же время на участке между р.

Выращивание личинок тритона Ланца, Lissotriton lantzi (Wolterstorff, 1914) (Amphibia, Caudata) при различных температурах

Тритон Ланца, или кавказский тритон, Lissotriton lantzi – эндемик лесов Кавказа. Внесен в Красные книги РоссийскойФедерации и Азербайджана. Создание технологии содержания и размножения этого вида в неволе поможет его сохранению.Обсуждаются результатывыращивания личинок тритона Ланца при различной температуре. Тритоны были получены от размножения в искусственных условиях. Личинок выращивали в двукратной повторности при четырех температурных режимах: 20.0 – 24.0°C (в среднем 21.6°C), 23.0 – 25.5°C (24.7°C), 25.5 – 29.0°C (27.7°C), 29.0 – 32.0°C (31.3°C).

Страницы